Недобросовестная регистрация товарного знака

Желание получить конкурентное преимущество на рынке иногда заставляет задуматься над регистрацией товарного знака не только в целях индивидуализации своих товаров и услуг, привлечения и удержания внимания клиентов, но и с целью ограничения деятельности конкурента. Чаще всего подобное происходит, когда кто-то регистрирует в качестве товарного знака обозначение, которое уже использует его конкурент, но по каким-то причинам не регистрирует его сам. Однако на практике такая регистрация товарного знака может быть признана недобросовестной конкуренцией. Поэтому данная статья может быть интересна, как лицам, планирующим регистрацию товарного знака, так и тем, у кого уже возник конфликт с конкурентами на почве его использования.

Безусловно, лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым способом, включая ввоз товара на территорию РФ. Однако данное право не безгранично:

  • Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом);
  • статьей 14.4 федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещена недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Более широкие условия недобросовестной конкуренции при регистрации товарных знаков приводятся в статье 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., в соответствии с которой актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Так, подлежат запрету:

  • все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
  • ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
  • указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение в отношении характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара.

Рассматривая дела о недобросовестной регистрации товарных знаков, суды, во-первых, исходят из того, что квалификация действий правообладателя по приобретению исключительного права на товарный знак путем его государственной регистрации в качестве акта недобросовестной конкуренции зависит от цели, преследуемой лицом при приобретении такого права, намерений этого лица на момент подачи соответствующей заявки.

Цели и намерения лица, регистрирующего товарный знак, в подобных случаях могут быть установлены, как из обстоятельств, предшествующих регистрации, так и возникающих после регистрации. Перечень обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестной конкуренции, исходя из судебной практики, является открытым. Хотя для стандартных ситуаций он примерно очерчен:

  • Субъективные критерии:
    • лицо знало или должно было знать о том, что третьи лица на момент подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака законно использовали соответствующее обозначение для индивидуализации производимых ими товаров или оказываемых услуг без регистрации в качестве товарного знака;
    • такое обозначение приобрело известность среди потребителей;
    • лицо, приобретая исключительное право на товарный знак, имело намерение воспользоваться чужой репутацией и узнаваемостью такого обозначения.
  • предшествовавшее использование спорного обозначения:
    • до даты приоритета товарного знака спорное обозначение широко использовалось третьими лицами (например, конкурентами, в том числе наравне с последующим правообладателем), регистрация товарного знака одним из конкурентов могла быть произведена исключительно с целью устранения присутствия третьих лиц на рынке определенного товара. Такая регистрация не соответствует основной функции товарного знака по индивидуализации товаров правообладателя.

Помимо вышеуказанных обстоятельств, специфических именно для конкурентных отношений, для признания регистрации товарного знака недобросовестной конкуренцией требуется и наличие более общих для гражданских правоотношений последствий правонарушения - факт причинения имущественного вреда конкуренту, ущерба его деловой репутации.

Еще одно важное условие, без которого не возникает ни нарушение товарного знака, ни недобросовестная конкуренция, связанная с его регистрацией, определяется вероятностью возникновения смешения конфликтующих обозначений и, как следствия, риском принятия потребителем товаров и услуг одного продавца за товары и услуги другого. На практике смешение определяется комбинацией двух факторов:

  1. однородность товаров и услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак и используется конфликтующее с ним незарегистрированное обозначение;
  2. идентичность или сходство до степени смешения конфликтующих изображений.

Судами данные факторы всегда рассматриваются в совокупности. Более подробно вопрос смешения мы рассмотрим в отдельной статье.

Ситуация недобросовестной регистрации товарного знака чаще всего возникает между существующими конкурентами, то есть когда участники рынка, один из которых зарегистрировал спорный товарный знак, уже на момент регистрации вели деятельность на рынке одних и тех же товаров или услуг. При этом обозначение без регистрации мог изначально использовать, как один участник рынка – конкурент лица, зарегистрировавшего товарный знак, так и несколько участников рынка, включая лицо, зарегистрировавшее товарный знак.

Однако возможны и иные комбинации. Например, кто-то, желая начать бизнес в новой сфере, обнаруживает, что на этом рынке уже есть успешный предприниматель, использующий удачное и уже ставшее известным обозначение без его регистрации в качестве товарного знака. В этом случае силен соблазн зарегистрировать это обозначение на себя, а затем пресечь использование конкурентом уже чужого товарного знака. Сама по себе, регистрация такого обозначения не обязательно будет представлять собой недобросовестную конкуренцию. Однако последующие активные действия по вытеснению конкуренции значительно повышают вероятность того, что регистрация товарного знака будет признана недобросовестной конкуренцией.

Автор: Александр Литовченко