После объявления компании Мета – владельца соцсети Инстаграм – экстремистской организацией для многих актуальным стал вопрос, наказуемо ли использование этой соцсети российскими гражданами. В отношении простого ведения аккаунта все более-менее ясно. Есть и прямая оговорка в решении Тверского районного суда, и разъяснения различных представителей власти, уверяющие в безопасности подобных действий. Однако для более активных пользователей Инстаграм также представляет услуги платной подписки. Одновременно с этим статьями 282.2 и 282.3 УК РФ предусмотрена ответственность за участие в деятельности экстремистской организации или ее финансирование. Разъяснения судов или прокуратуры обходят стороной вопрос, распространяются ли данные статьи на оплату подписки Инстаграм.
УК РФ устанавливает ответственность за «участие в деятельности» и «финансирование» экстремистской организации, однако никак не раскрывает данные понятия при том, что они не юридические, а скорее, экономические. Поэтому перестраховываясь, можно предположить, что если деятельность коммерческой организации заключается в продаже услуг, то потребитель, оплачивающий такие услуги, заказывающий их, а по сути – инициирующий их создание, может рассматриваться как участник деятельности организации. Равным образом, оплата услуг экономически может рассматриваться как финансирование организации, производящей эти услуги. Прямых препятствий для подобных выводов законодательство не содержит.
Разъяснения Верховного суда РФ (Постановление Пленума от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности") также не дают достаточной ясности:
Участие в деятельности экстремистской организации – совершение лицом умышленных действий, непосредственно относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.).
При желании покупку подписки Инстаграм можно рассматривать, как действия, относящиеся к деятельности Меты. Также можно говорить о том, что такая покупка является участием в проводимых мероприятиях.
Финансирование экстремистской деятельности – оказание финансовых услуг, предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц).
Не стоит забывать, что Meta Platform Inc признана экстремистской организацией в связи с непринятием мер по удалению в соцсетях отдельных материалов против российских граждан и военнослужащих. Она не удаляет их и сейчас. То есть продолжает свою экстремистскую деятельность. Поэтому с учетом разъяснений Верховного суда РФ оплата любых услуг Меты может рассматриваться, как предназначенная для организации, подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений.
В итоге мы приходим к выводам, что с учетом расплывчатости формулировок в УК и судебных разъяснений существует риск, что оплата подписки Инстаграм может быть признана участием в экстремистской организации или ее финансированием. Стоит особенно хорошо подумать, насколько целесообразно в сложившихся обстоятельствах приобретать платную подписку в Инстаграм с перспективой признания таких действий уголовно-наказуемым деянием.