Определение СМИ дано в ФЗ «О СМИ» от 27.12.1991, в соответствии с которым издания или ресурсы с признаками СМИ могут пройти процедуру регистрации и записи в государственный реестр средств массовой информации.
Регистрировать Средство Массовой Информации нужно в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, РКН).
Документы для регистрации сайта в качестве СМИ подаются в Роскомнадзор (Москва). Местные отделения РКН не регистрируют СМИ.
Регистрация СМИ легализует деятельность издания или информационного ресурса, обеспечивая целый ряд преимуществ.
Учредителем СМИ может быть как физическое, так и юридическое лицо. Однако отказ в получении свидетельства получат лица:
- деятельность которых не является легальной
- не достигшие совершеннолетия
- признанные недееспособными
- без гражданства
- находящиеся в тюрьме
Для чего нужна регистрация СМИ
Государственная регистрация обеспечивает контроль над распространением информации и злоупотреблением свободой слова.
- Получение официального статуса
- Правовой иммунитет для источника информации
- Возможность правомерного ведения деятельности и извлечение из нее прибыли
- Допуск и аккредитация на мероприятия и конференции
- Отправка официальных запросов в государственные структуры, на которые представители этих структур обязаны реагировать и дать свой ответ
- Право на неразглашение источника публикуемых сведений и информации
- Защита публикуемых материалов законом «Об авторских правах»
- Защита от ответственности за комментарии к материалам на сайте, нарушающих какие-либо законы
- Уменьшение административных рисков
- Налоговые льготы
После регистрации сотрудники издания получают статус журналистов, удостоверение (пресс-карту). Удостоверение – это пропуск на различные мероприятия, куда допускаются СМИ для освещения событий.
Кому нужна Регистрация СМИ
- Периодические издания с постоянным названием, существующие более года и имеющие тираж более 1000 экземпляров.
- Визуальные издания с постоянным названием (теле, радио, видео, кинохроника) существующие более года.
- Информационные агентства и другие источники (сайты, сетевые или электронные издания) с аудиторией более 3000 уникальных посетителей в сутки.
Регистрация СМИ не требуется
- тираж менее 1000 экземпляров
- суточная посещаемость, аудитория не превышает 3000
- распространение в рамках одного учреждения
- ресурс служит площадкой для размещения официальных сообщений, учредители - государственные структуры.
Несмотря на то, что регистрация в данных случаях не обязательна, ее можно, иногда нужно, пройти добровольно.
Порядок регистрации СМИ
Регистрация СМИ – это довольно длительная процедура, включающая в себя сбор и оформление документов, обращение в государственные структуры, подготовку заявок, проведение дополнительных мероприятий (экспертизы и т.п.). Подготовка к подаче заявки на регистрацию - это ряд мероприятий приведения в соответствие с нормативными требованиями всех документов заявителя.
Услуга регистрация СМИ включает в себя следующие этапы:
- консультация по регистрации СМИ;
- подготовка пакета документов для подачи заявки;
- оформление заявлений и иных документов необходимых для регистрации;
- подача документов (по доверенности) в регистрирующий орган;
- представление интересов клиента в регистрирующем органе;
- передача свидетельства о регистрации клиенту.
Источники и ресурсы, функционирующие в качестве юридических лиц, регистрируются в отдельном порядке.
Регистрация СМИ документы
Перечень документов: ФЗ № 2124-1 от 27.12.1991. ст. 13, 18, 20
Для юридических лиц:
- Квитанция об уплате пошлины
- Доверенность, если документы подает представитель
- Заверенные копии учредительных документов
- Перечень участников для ООО, выписка реестра акционеров для ОАО
- Копии документов, выданных Регистратором доменных имен, устанавливающих право на использование доменного имени*
- Заявление (заявка)
Для физических лиц:
- Квитанция об уплате пошлины
- Доверенность, если документы подает представитель
- Документы, удостоверяющие личность (паспорт)
- Копии документов, выданных Регистратором доменных имен, устанавливающих право на использование доменного имени*
- Заявление (заявка)
* При регистрации сайта в качестве СМИ
Свидетельство о регистрации выдается только в том случае, если учредитель заплатил пошлину.
Если отсутствует квитанция об оплате, поданные документы не будут рассматриваться.
Документы и заявление направляются в Роскомнадзор лично или через представителя, по почте или в электронном формате.
Роскомнадзор направляет соответствующее уведомление учредителю о получении заявки и приступает к проверке.
Возможные причины для отказа:
- несоответствие закону
- указана недостоверная информация
- неправильное оформление
- отсутствие у учредителя права на регистрацию СМИ
Сроки регистрации СМИ
Регистрация СМИ занимает около месяца с момента подачи заявки и документов. Уведомление о регистрации или отказе отправляются учредителю или его представителю. По окончании процедуры учредителю предоставляется свидетельство без ограничения срока действия. В течение 3 месяцев после регистрации и получения свидетельства необходимо отправить в Роскомнадзор устав издания.
Регистрация СМИ размер пошлины
Размер госпошлины зависит от территории распространения:
- На территории РФ, за ее пределами, на территориях двух и более субъектов РФ, - 8000 руб.
- На территории субъекта РФ, территории муниципального образования, - 4000 руб.
- Продукции зарубежного периодического печатного издания на территории РФ - 8000 руб.
Если в свидетельство нужно внести изменения, плата за это будет аналогичной. Регулируется ФЗ №253 от 29.07.2017.
Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 25.3) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 333.33, ст.333.34).
Размер пошлины может меняться в зависимости от специфики деятельности СМИ.
- Рекламные издания – х5
- Эротические издания – х10
- СМИ, предназначенные для детей, лиц с ограниченными возможностями, культурно-просветительские журналы – пошлина уменьшается в 5 раз.
Регистрация СМИ закон и нормативные акты:
- ФЗ №305 от 14.10.2014
- ФЗ №2124-1 от 27.12.1991
- Постановление №1107
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия №315 от 22.10.2007.
- Приказ Минсвязи №362 от 29.12.2011.