Товарный знак - это любое обозначение, используемое для индивидуализации товаров или услуг определенного производителя. Т.е. это «красный флаг», за которым идут люди и оставляют свои рекомендации другим. Для того, чтобы производителю получить эксклюзивное право на свое обозначение, товарный знак нужно зарегистрировать в Роспатенте.

До 29 июня 2023 г. зарегистрировать товарный знак могли только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Действительно, долгое время только эти категории могли вести коммерческую деятельность. Но в связи с введением в законодательство новой категории бизнеса - самозанятые - появилась необходимость изменения норм права, и теперь граждане также могут регистрировать свои товарные знаки.

Формально, чтобы зарегистрировать товарный знак, гражданин даже не обязан обладать статусом самозанятого. Однако, само использование товарного знака неразрывно связано с ведением коммерческой деятельности. А её ведение без регистрации в качестве ИП или самозанятого уже не допускается. При этом, у правообладателя есть 3 года с момента регистрации товарного знака, чтобы начать вести коммерческую деятельность и начать использование товарного знака, иначе возникает риск отмены товарного по неиспользованию (по заявлению заинтересованного лица).

Что можно зарегистрировать в качестве товарного знака? Более распространенные формы - это словесные (состоящие только из слова), графические (содержащие только изображение) и словесно-графические обозначения. Однако законом допускаются и иные формы, например, объемные, звуковые, цветовые (цвет или сочетание цветов), обонятельные и др.

Роспатент - единственный орган, который регистрирует товарные знаки в РФ. Следует отметить, что регистрация товарного знака имеет территориальный характер, т.е. товарный знак действует только в той стране, в которой зарегистрирован. Чтобы подать заявку в Роспатент, необходимо:

  • подготовить заявление, которое должно содержать основные данные заявителя (ФИО, адрес, ИНН, СНИЛС), описание заявляемого обозначения, перечень классов международной классификации товаров и услуг (МКТУ));
  • оплатить пошлину (размер пошлины зависит от количества заявленных классов МКТУ и способа подачи заявки, например, при электронной подаче по одному классу МКТУ - 10 500 руб.).

Сначала в течение месяца заявка проходит формальную экспертизу, где проверяется правильность заполнения документов и оплаты пошлин. После этого начинается экспертиза по существу, в процессе которой проверяется уникальность заявленного обозначения. Если в результате экспертизы принимается решение о регистрации, то необходимо оплатить еще одну пошлину (от 11 200 руб.) и получить свидетельство.

Заявителю следует обратить внимание на некоторые сложности при самостоятельной регистрации товарного знака:

  • правильность оформления заявки и оплаты пошлин (в случае ошибки - запросы, которые может продлить срок регистрации от 2-х месяцев);
  • корректный подбор классов МКТУ (в случае ошибки - ограничение прав на товарный знак, ведь дальнейшее расширение перечня товаров и услуг не допускается);
  • подбор уникального обозначения для регистрации (в случае ошибки - отказ в регистрации товарного знака). Здесь необходимо обратить внимание, что обозначение не будет уникальным, если является тождественным или похожим на уже существующие, используемые другими, ведь даже звуковое сходство для однородной деятельности уже является основанием для отказа в регистрации товарного знака. Учитывая огромное количество обозначений в современном мире, данный вопрос подлежит очень тщательной проработке. Законом предусмотрен большой перечень ограничений для регистрации товарных знаков. Например, в регистрации товарного знака откажут, если он не обладает различительной способностью, состоит только из общепринятых обозначений, символов, сокращений, представляет собой наименование товара, его характеристику, копирует официальные символы, вводит в заблуждение, противоречит общественным интересам, нормам морали. Существуют ограничения в отношении товарных знаков, схожих с изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах и т.д. Эти, а также другие ограничения изложены в статье 1483 ГК РФ.

Подать заявку и вести по ней делопроизводство заявитель может как самостоятельно, так и через аккредитованных специалистов - патентных поверенных. Учитывая возможные подводные камни в виде направления запросов и уведомлений экспертизы, патентный поверенный поможет сократить небыстрый срок регистрации товарного знака. Кроме того, патентный поверенный может помочь в правильном подборе классов МКТУ (перечня товаров и услуг, для которых необходима защита) и анализе обозначения для регистрации на сходство с существующими товарными знаками. Также патентный поверенный работает в автоматизированной системе Роспатента, что делает процесс получения корреспонденции незамедлительным и гарантированно предоставляет скидку на пошлины.

Нужно ли вообще регистрировать товарный знак? Законом не предусмотрена такая обязанность, а использовать обозначение можно и без регистрации (и даже рассчитывать на некоторую его защиту от недобросовестных посягательств третьих лиц). Однако без регистрации обозначение (да и бизнес в целом) становится гораздо более уязвимым:

  • возникает опасность нарушения чужого товарного знака, если ранее кто-то успел зарегистрировать на себя подобное обозначение, что грозит штрафами до 5 млн. руб. и потерей бизнеса;
  • возможность регистрации конкурентом данного обозначения в качестве своего товарного знака;
  • отсутствует возможность наказания нарушителей (без зарегистрированного товарного знака невозможно защитить права на него, поскольку в этом случае не возникает исключительное право на товарный знак).

Напротив, правообладатель товарного знака имеет ряд преимуществ, например:

  • Правообладатель товарного знака, при прочих равных, вызывает большее доверие у потребителей и инвесторов. Товарный знак может влиять на престиж и деловую репутацию его обладателя и, в конечном итоге, давать конкурентное преимущество своему обладателю.
  • Оригинальный известный товарный знак представляет собой ценный нематериальный актив, который можно продать, передать по наследству, передать в залог, внести в уставный капитал юридического лица. Право использования товарного знака может быть предоставлено по лицензионному договору или на основании франшизы.
  • Возможность использования всех предусмотренных законом способов защиты товарного знака, в том числе, запрет его использования третьим лицам, получение компенсации за незаконное использование, требование об уничтожении контрафактных товаров, запрет трансграничного перемещения товаров, на которых незаконно нанесен товарный знак.
  • возможность использования предупредительной маркировки ®.
  • Отсутствие необходимости доказывать принадлежность товарного знака, как в случае, если бы обозначение не было зарегистрировано в качестве товарного знака.

Таким образом, право регистрировать товарные знаки для самозанятых дает им возможность воспользоваться отличным бизнес-инструментом. Особенно интересным это будет для тех, кто со временем допускает расширение своего частного бизнеса до полноценных коммерческих масштабов. В этом случае вопрос регистрации товарного знака рекомендуется рассматривать в самом начале создания бизнеса, ведь именно тогда и появляется его уникальное название, которое требует защиты.

Автор: Александр Литовченко