Обладателем исключительного права на товарный знак может быть только юридическое лицо или физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя.
Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров и/или услуг производителя/лица, оказывающего услуги. Может ли физическое лицо производить товары/оказывать услуги? По закону – не может, поэтому и регистрация товарного знака на физическое лицо без статуса ИП тоже невозможна.
Наверно, здесь также кроется и ответ на вопрос, почему такие высокие пошлины за регистрацию товарного знака (от 23 100 руб. с экономией 30%): раз физическое лицо коммерческую деятельность не ведет, а регистрация ИП подразумевает получение прибыли, то и важность защиты в этом вопросе берет верх. Также регистрация товарного знака открывает ворота предпринимателю для коммерческого использования бренда, его монетизации путем продажи и разрешения на использование.
При этом надо учесть, что когда индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность (закрывает ИП), то и действие товарного знака прекращается. Для того, чтобы не потерять раскрученный бренд, необходимо вовремя перевести его на другое ИП или юр. лицо (по договору отчуждения).
Сразу возникает еще один вопрос: а зачем регистрировать товарный знак? Предусмотрена ли законодательством обязательная регистрация бренда?
Обязать зарегистрировать товарный знак не может никто. А право на свое название, логотип, личный бренд, домен, слоган необходимо зарегистрировать, чтобы:
- запретить использование третьим лицам тождественного и сходного до степени смешения обозначения;
- предъявить претензию о нарушении исключительных прав;
- не стать нарушителем товарного знака, использую чужое обозначение;
- иметь возможность монетизировать товарный знак путем продажи лицензий и франшизы;
- сделать товарный знак нематериальным активом;
- повысить престиж бизнеса.
Сейчас рассматривается введение в действие закона о самозанятых. Разрешат ли регистрировать товарный знак самозанятым? Пока никаких изменений в законодательство не внесено.